Доска объявленийКонтактыРегистрацияСообщество ЮГВ

Реклама

Южная группа войск

122-мм самоходная гаубица 2С1 "Гвоздика"

  • стр. 1
  • стр. 2
  • стр. 3
  • стр. 4

Разработка этой самоходки началась в 1967 году. За артиллерийскую часть отвечал «Уралмаш», а за шасси – Харьковский тракторный завод. На вооружение гаубица была принята в 1971 году, а в 1972 году начато ее серийное производство. Поступление с начала 70-х годов на вооружение артиллерийских дивизионов мотострелковых полков на боевых машинах пехоты новой самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» позволило сравнять полковую артиллерию по подвижности и защищенности с мотострелковыми подразделениями.

В передней части корпуса машины размещается моторно-трансмиссионное отделение и отделение управления. Место механика-водителя отделено от силового отделения герметичными перегородками. Среднюю и заднюю часть машины занимает боевое отделение. 122-мм гаубица Д-32 – с баллистическими характеристиками, как и буксируемой гаубицы Д-30, размещена в полноповоротной бронированной башне.

В отличии от гаубицы Д-30 ствол орудия имеет эжекционное устройство и двухкамерный дульный тормоз. В башне размещаются три члена экипажа: впереди слева – наводчик орудия, за ним – командир установки и справа от орудия – заряжающий. В задней части корпуса самоходки хранятся боеприпасы. Для облегчения заряжания гаубицы используется механизм досылания электромеханического типа с раздельной досылкой снаряда и гильзы в ствол после укладки их на лоток досылания. Как и МТ-ЛБ, на шасси которого она выполнена, самоходная гаубица – плавающая. Однако здесь есть ряд ограничений. Так скорость течения воды не должна превышать 0,6 м/сек, а высота волн не должна быть выше 150 мм. Кроме того, при преодолении водных преград на борту установки не должно быть более 30 выстрелов.

Движение на плаву обеспечивается за счет перематывания гусениц. Кроме Сухопутных войск стран СНГ гаубица также состоит на вооружении стран бывшего Варшавского договора и в некоторых арабских странах. Помимо СССР гаубица производилась по лицензии в Болгарии и Польше. В последнее время в целях совершенствования установки для нее был разработан снаряд с лазерным наведением «Китолов-2″. Этот снаряд может с высокой степенью вероятности поражать неподвижные и движущиеся цели.

  122-мм самоходная гаубица 2С1 "Гвоздика" предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, вооружения и военной техники противника. Принята на вооружение в 1971 году. Шасси разработано на базе бронетранспортера МТ-ЛБ. Герметичный сварной корпус имеет противопульное бронирование и обеспечивает преодоление водных преград вплавь. Движение на плаву осуществляется за счет перематывания гусениц. Трансмиссия механическая, подвеска торсионная. Моторно-трансмиссионное отделение с V-образным дизельным двигателем ЯМЗ-238В мощностью 240 л.с. размещено в передней части корпуса.

Артиллерийская часть разработана на базе буксируемой гаубицы Д-30. Новое орудие получило индекс 2А31 (Д-32). Гаубица оснащается перископическим прицелом 10П40 для стрельбы как с закрытых позиций, так и прямой наводкой. Возимый боекомплект включает 35 выстрелов с осколочно-фугасными снарядами и 5 выстрелов с кумулятивными и дымовыми снарядами. САУ может транспортироваться самолетом типа Ан-12.

Разработка самоходной артиллерийской установки 2С1 "Гвоздика" была начата по постановлению Совета Министров СССР № 609-201 от 4 июля 1967 г. Еѐ артиллерийская часть была создана на базе 122-мм буксируемой гаубицы Д-30 и сохранила то же внутреннее устройство ствола, баллистику, а так же боеприпасы. Шасси для неѐ было разработано специалистами ПО "Харьковский тракторный завод" на базе многоцелевого бронированного тягача МТ-ЛБ.

Первые четыре опытных образца 2С1 были сданы на полигонные испытания в августе 1969 года. На вооружение самоходка 2С1 принята в 1971 году, а в 1972 году начато ее серийное производство.

Корпус машины сварен из стальных плит, максимальная толщина которых достигает 20 мм. Такое бронирование обеспечивает защиту от огня легкого стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого калибра, обеспечивая защиту от поражения бронебойными пулями калибра 7,62 мм винтовочную на расстоянии 300 м.

Отделение управления и моторно-трансмиссионное отделение размещены в передней части корпуса, а боевое отделение - в средней и кормовой части корпуса, а также в башне.

Основное вооружение самоходной артиллерийской установки 2С1 "Гвоздика" - 122-мм гаубица Д-32, размещенная в башне кругового вращения, которая установлена в кормовой части машины. Ствол гаубицы состоит из трубы моноблока, казенника, муфты, эжекционного устройства и двухкамерного дульного тормоза. Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Подъемный механизм секторный с ручным приводом. Наведение орудия в вертикальной плоскости осуществляется в диапазоне углов от -3° до +70°. Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник пневматический. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в казеннике и откатываются вместе со стволом. Уравновешивание ствола производится пневматическим уравновешивающим механизмом толкающего типа. Механизм досылания электромеханического типа, предназначен для раздельной досылки снаряда и снаряженной гильзы в камору ствола после укладки их на лоток досылателя.

Самоходная гаубица 2С1 "Гвоздика" оборудована перископическим прицелом ПГ-2, предназначенным как для стрельбы с закрытых позиций, так и для стрельбы прямой наводкой. ПГ-2 состоит из панорамы, механического прицела с узлом согласования, оптического прицела прямой наводки ОП5-37, параллелограмного привода и электроблока.

Возимый боекомплект САУ 2С1 обычно состоит из 35 осколочно-фугасных и 5 кумулятивных снарядов. Самоходная гаубица может стрелять всеми типами боеприпасов от буксируемой гаубицы Д-30. Стрельба кумулятивным вращающимся снарядом БП-1 ведется специальным зарядом Ж-8 весом 3,1 кг; начальная скорость 740 м/с; дальность табличная 2000 м. Бронепробиваемость по нормали составляет 180 мм; под углом 60° - 150 мм, под углом 30° - 80 мм; от расстояния бронепробиваемость не зависит. При стрельбе фугасным снарядом максимальная дальность составляет 15300 м. При использовании активно-реактивного снаряда этот показатель возрастает до 21900 м.

На самоходке установлен 210-киловаттный дизельный двигатель ЯМЗ-238, позволяющий машине развивать максимальную скорость по шоссе 60 км/ч, С двигателем сблокирована механическая трансмиссия.

Ходовая часть самоходной гаубицы 2С1 состоит, применительно к одному борту, из семи опорных катков, ведущего колеса переднего и направляющего колеса заднего расположения. Поддерживающих роликов нет. Опорные катки выполнены из алюминиевого сплава. Между ступицей и внешним кольцом с резиновым бандажом каждого катка приварены два диска, образующие внутреннюю воздушную камеру, которая увеличивает плавучесть машины. Ведущие колеса, расположенные в передней части корпуса, имеют съемные зубчатые венцы, что облегчает их замену при чрезмерном износе. Механизм натяжения гусениц размещается внутри корпуса. Регулировка натяжения гусениц также осуществляется изнутри машины. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами имеют ширину 400 мм, но могут заменяться на более широкие (670 мм) для повышенной проходимости по снегу и заболоченным участкам.

Подвеска "Гвоздики" состоит из четырнадцати торсионных валов, расположенных поперек машины. По этой причине опорные катки с правого борта смещены немного вперед по отношению к каткам левого борта. С балансирами первых и последних опорных катков взаимодействуют гидравлические амортизаторы автомобильного типа. Вертикальный ход этих опорных катков дополнительно регулируется пружинными буферами.
САУ 2С1 имеет герметический корпус и преодолевает водные преграды вплавь. Движение на плаву осуществляется посредством перематывания гусениц, при этом машина развивает скорость 4,5 км/ч. Боевая масса "Гвоздики" не превышает 16 т, что позволяет транспортировать ее самолетами военно-транспортной авиации.

Серийное производство 122-мм самоходной гаубицы 2С1 продолжается. Машина этого типа состоит на вооружении сухопутных войск Алжира, Анголы, Болгарии, Венгрии, Ирака, Йемена, Ливии, Польши, России, Сирии, Словакии, Чехии, Эфиопии и бывшей Югославии.

Самоходная гаубица 2С1 "Гвоздика", основные характеристики:

Боевая масса, т 15,7
Длина, мм 7265
Ширина, мм 2850
Высота, мм 2285
Клиренс, мм 400
Двигатель, кВт 210
Максимальная скорость, км/ч 60
Запас хода, км 500
Экипаж, чел. 4
Вооружение: 122-мм гаубица Д-32

Источник: Статья взята из электронного справочника «Энциклопедия бронетехники»