Доска объявленийКонтактыРегистрацияСообщество ЮГВ

Южная группа войск

Основной танк Т-64

  • стр. 1
  • стр. 2
  • стр. 3
  • стр. 4
  • стр. 5
  • стр. 6
  • стр. 7
  • стр. 8

 В начале пятидесятых годов на заводе № 75 в городе Харькове конструкторское бюро № 60, возглавляемое главным конструктором А.А. Морозовым, начало работы по созданию принципиально нового танка. Через десять лет напряженных поисков и экспериментов работы завершились созданием танка Т-64. Так, через два десятилетия после создания легендарной тридцатьчетверки, конструктивные решения которой оказали революционное влияние на всѐ мировое танкостроение 40-х и 50-х годов. Харьковские конструкторы создали новый шедевр танкостроения - танк Т-64, ставший родоначальником нового класса боевых машин, именуемых "Основными боевыми танками". Основной боевой танк Т-64 выпускался серийно с 1964 по 1987 год. За этот период было создано около трѐх десятков модификаций танка Т-64. И сегодня Харьковское конструкторское бюро тяжѐлого машиностроения (ХКБМ) имени А.А. Морозова и Харьковский завод тяжѐлого машиностроения (ХЗТМ) имени Малышева продолжают работу по совершенствованию конструкции танка Т-64.
В период с 1977-го по 1980 год многие танки Т-64 прошли капитальный ремонт, в ходе которого они были доведены до уровня Т-64А. В ходе ремонта танки получили новые средства связи (радиостанции Р-173 вместо Р-123), усовершенствованную эжекционную систему охлаждения и новую крышу МТО, систему "Брод", улучшенные системы ПАЗ и ППО с системой управления 3ЭЦ-11-2 и новую укладку ЗИП и ОПВТ по типу Т-64А. После капитального ремонта танки получили обозначение Т-64Р (объект 432Р). В настоящее время небольшое количество танков Т-64Р находится на вооружении в Сухопутных войсках Вооруженных Сил Украины. Танк Т-64 по подвижности и броневой защите, точности стрельбы и скорострельности значительно превосходил танк Т-62, однако, имел одинаковые с ним параметры по действию 115-мм бронебойно-подкалиберных и кумулятивных снарядов у цели.

 В ходе серийного производства танк Т-64А постоянно совершенствовался. Модернизации подвергались вооружение танка, система управления огнѐм, силовая установка, трансмиссия и ходовая часть. Танки оснащались новым инженерным оборудованием и усовершенствованными средствами связи. Модернизации подвергались серийные и капитально отремонтированные танки. В 1971 году на танке установили улучшенный прицел-дальномер ТПД-2-49, ночной прицел ТПН-1-49-23, модернизированную радиостанцию Р-123М. Изменилась укладка съѐмных узлов ОПВТ. На башне танка, справа, установлен специальный ящик для съѐмных узлов ОПВТ. Изолирующие аппараты АТ-1 уложены в три ящика, закреплѐнные на башне танка слева. Укладка по-походному воздухопитающей и выхлопной труб с крыши МТО перенесена на кормовую часть башни. В 1972 году на танке была установлена зенитно-пулемѐтная установка закрытого типа.
Зенитный пулемѐт ТСВТ-12,7 "Утѐс" с боекомплектом 300 патронов был оснащен прицелом ПЗУ-5 и электроприводом 1ЭЦ20 и смонтирован на командирской башенке. При этом антенный ввод с крыши башни перенесѐн в кормовую нишу за люком командира танка. С января 1973 года на танке Т-64А установлен новый прибор ночного видения ТВН-4ПА вместо ТВНО-2БМ у механика-водителя и прибор ТНП-165А вместо прибора ВНМ у наводчика, а так же оборудование для самоокапывания и установки минного трала КМТ-6. Реле РСГ-10М стартер-генератора заменено на реле РСГ-10М1. В июле 1973 года вместо аппаратуры управления исполнительными приводами систем ПАЗ и ППО 3ЭЦ11 устанавливается усовершенствованная система 3ЭЦ11-2, а в левом переднем топливном баке установлен центробежный топливный насос БЦН-1. В 1974 году проведены работы по усилению броневой защиты башни танка - применѐн корундовый наполнитель. С января 1974 года механизм заряжания получает пульт дублирования для командира танка и улучшенный визуальный указатель количества выстрелов, загруженных в М3. Отменен прибор автоблокировки и пульт загрузки П-2 в замен которых установлен единый пульт загрузки П-3. Для удобства работы с системой гидропневмоочистки смотрового прибора механика-водителя в правом рычаге установлена кнопка включения системы ГПО. В апреле 1974 года для улучшения работы командиру танка с ЗПУ изменена места укладки магазинов к пулемѐту ПКТ и сумок с магазинами к автомату АК-74, изменена конструкция буксирных крюков с целью возможности использования жѐсткой сцепки, а в мае того же года установлено грязевое уплотнение штоков гидроамортизаторов.

 С октября 1974 года на крыше башни справа от наводчика установлен подпоромер и введены постоянно установленные элементы герметизации танка для преодолении им водной преграды и изменены приводы управления жалюзи над радиатором. Введена система дорожной сигнализации, новый шит контрольных приборов механика-водителя танка и новое вращающееся контактное устройство ВКУ-330-4 вместо ВКУ-330-1. В ноябре 1974 года на танке Т-64А устанавливается модернизированная танковая пушка Д-81ТМ (2А46-1) и стабилизатор вооружения 2Э28М2. В январе 1975 года изменѐн дроссель рабочих оборотов механизма заряжания, а в июне была улучшена электрическая схема МЗ. В ходовой части танка введены дополнительные резиновые гофрированные чехлы для защиты штоков гидроамортизаторов, а в системе электрозапуска двигателя танка пусковое устройство ПУС-10 заменено на ПУС-15Р. Начиная с апреля 1975 года вместо состава "3,5" баллоны системы ППО заряжают фреоном 114В2, а в систему питания двигателя топливом введены три дополнительных наружных топливных бака на правой надгусеничной полке. В связи с этим изменена укладка ЗИП снаружи и внутри машины. На танке установлены два ящика для укладки ЗИП - на правой надгусеничной полке и на кормебашни. Ящик для личных вещей экипажа установлен справа на башне танка. С мая 1975 года для увеличения углов обзора командиру и наводчику танка введены дополнительные приборы наблюдения ТНПА-65, установленные на крышках люка командира и наводчика. На машинах выпуска с июня 1975 года установлен двигатель 5-ТДФ, обеспечивающий работу на трѐх видах топлива: дизельном, керосине ТС-1 и бензине А-72. (Двигатели 5-ТДФ выпуска с июня 1973 по май 1975 года так же могут эксплуатироваться на различных видов топлива только на местности высотой до 1000 метров над уровнем моря.) Так же введѐн привод управления механизмом ограничения подачи топлива. В августе 1975 года ствол танковой пушки Д-81ТМ снабжѐн термозащитным кожухом, предназначенным для уменьшения влияния неблагоприятных метеорологических условий на изгиб ствола при стрельбе, а в противооткатные устройства введѐн тормоз отката с встроенным компенсатором жидкости. С октября того же года в состав МЗ введѐн механизм досылания с реечным силовым исполнительным цилиндром в замен гидроматора. Улучшенный механизм заряжания получил индекс 6ЭЦ10М. На танках выпущенных после июня 1976 года увеличена плавность хода за счѐт введения торсионных валов повышенной энергоѐмкости и изменѐнной установки упоров балансиров.

 С августа 1976 года применяются усиленные гусеничные ленты, увеличены сроки и изменен объѐм технического обслуживания. Если ранее техническое обслуживание № 1 проводилось через 1500 километров пробега танка, а техническое обслуживание № 2 - через 3000 километров, то на машинах выпуска с 1976 года техническое обслуживание № 1 проводится через 2500 километров пробега, а техническое обслуживание № 2 - через 5000 километров. В январе 1977 года на танке Т-64А установлен безнасосный подогреватель и отменѐн электрофакельный подогрев всасываемого в двигатель воздуха. С марта 1977 года в системе гидроуправления и смазки силовой передачи помимо масла МТ-8п применяется масло ТСЗп-8. Начиная с августа 1977 года, на танке взамен стартер-генератора СГ-10 устанавливается стартер-генератор СГ-10-1С. В декабре 1977года на группе машин, и на всех танках выпуска 1978 года отменены воздухопритоки корпуса и башни. С апреля 1978 года на танке установлен новый прибор ночного видения ТВНЕ-4Б вместо ТВН-4ПА у механика-водителя. В январе 1979 года на танке Т-64А устанавливалась система запуска дымовых гранат 902А "Туча-1", приводимая в действие наводчиком танка. С января 1980 года на танках отменяются ранее применяемые алюминиевые щитки и вводятся новые сплошные резинометаллические экраны. Для повышения эффективности стрельбы из пулемѐта ПКТ в прицеле-дальномере ТПД-2-49 введена новая сетка для стрельбы из пулемѐта. В системе электрооборудования танка взамен аккумуляторных батарей 12СТ-70М устанавливаются батареи 12СТ-85Р.
По состоянию на 1 января 1981 года танк Т-64А, выпускавшийся параллельно с танками Т-64Б (объект 447А) и Т-64Б-1(объект 437А), был на 95% унифицирован с последними. На танке была усиленна броневая защита корпуса и башни, установлен механизм заряжания 6ЭЦ15 и электропривод ЗПУ 1ЭЦ40-2С. На части танков вместо прицела-дальномера ТПД-2-49 устанавливался квантовый прицел-дальномер ТКД-К-1. С 1985 года танки Т-64А в ходе капитального ремонта стали оснащаться комплектом навесной динамической защиты "Контакт". На части танков вместо устаревшего стабилизатора 2Э28М-2 устанавливался новый стабилизатор вооружения 2Э42-1, а вместо оптического прицела-дальномера ТПД-2-49 прицельный комплекс 1А40. В состав прицельного комплекса входит лазерный прицел-дальномер 1А40 и устройство выработки боковых упреждений УВБУ. Вместо устаревших ламповых радиостанций Р-123М и ТПУ Р-124 на модернизированных танках стали устанавливать новые полупроводниковые радиостанции Р-173 "Абзац-Р", приѐмники Р-173П "Абзац-П" и ТПУ Р-174. На части танков в ходе капитального ремонта новые ТПУ Р-174 не устанавливались, а были оставлены старые ТПУ Р-124. В войсках нередко встречаются "танки - гибриды", которые тяжело отнести к той или иной модификации танка Т-64А или Т-64Б. Такая ситуация возникла в результате полного обезличевания комплектующих деталей ходе проведения капитального ремонта. При этом на ряде танков Т-64А первых серий были установлены башни танков, выпущенных в 1976-1981-х годах, а иногда и танков Т-64Б или Т-64Б-1. В результате чего эти танки имели не стандартную укладку ЗИП, размещение оборудования снаружи и внутри корпуса и башни танка. В начале 70-х годов в ХКБМ в инициативном порядке был проведѐн ряд работ в объѐме эскизных проектов по глубокой модернизации серийного танка Т-64А. Эскизный проект танка Т-64А-2М был выполнен под руководством первого заместителя главного конструктора ХКБМ Н.А. Шомина в 1973 году. В проекте нового танка были глубоко проработаны вопросы дальнейшего повышения огневой мощи, защищѐнности и подвижности по сравнению с серийным танком Т-64А. В ходе проектирования были предложены ряд новых технических решений. Новая, изменѐнной формы башня танка имела больший внутренний объѐм.

 Лобовая часть башни представляла собой многослойную броневую преграду, где между стальных броневых стенок размещался наполнитель, состоявший из броневых пластин с ячейками, залитыми полиуретаном. Усовершенствованная 125-мм танковая пушка 2А46-2 позволяла вести стрельбу, как обычными боеприпасами, так и разрабатываемыми управляемыми снарядами (ракетами). Более рационально был размещѐны немеханизированные укладки артиллерийских выстрелов и магазинов ПКТ, в результате чего боекомплект пушки возрос до 42 выстрелов, а ПКТ - до 1500 патронов.
Система управления огнѐм (СУО) нового танка должна была включать новый лазерный прицел-дальномер 1Г21 с двухплоскостной стабилизацией поля зрения прицела, более совершенный стабилизатор вооружения 2Э26, танковый баллистический вычислитель и датчики отклонений условий стрельбы от нормальных. На танке предполагалась установка специально разрабатываемого комплекса управляемого ракетного вооружения (КУРВ). С целью повышения подвижности танка предполагалась установка более мощного двигателя 6ТД. Многие из этих конструктивных решений нашли своѐ воплощение в конструкциях последующих объектах 447 и 476. В середине 70-х годов специально для пушечных танков был разработан комплекс управляемого вооружения "Кобра". Управляемый снаряд (ракета) с боевой кумулятивной частью запускалась через ствол основной артиллерийской системы, и с вероятностью 0,7 поражал неподвижные, движущиеся и малоразмерные цели на расстоянии до 4000 метров. Во исполнение приказа МОП СССР № 339 от 12.08.1973 года в ХКБМ был выполнен технический проект танка Т-64А (объект 447), оснащенного комплексом управляемого вооружения "Кобра" и новой системой управления огнѐм "Обь". Опытный образец танка "объект447" прошѐл всесторонние испытания в 1975году.
Эффективность СУО танка "объект 447" оказалась в 1,6 раза выше, чем СУО танка Т-64А. После завершения испытаний КУРВ "Кобра" и СУО "Обь" были доработаны и в 1976 году приняты на вооружение танков "объект 447А" под индексом 9К112 и 1А33 соответственно. Броневой корпус, трансмиссия, ходовая часть, электро и спецоборудование объекта 447А были полностью заимствованы от Т-64А образца 1976 года. Система управления огнѐм 1А33 предназначена для обеспечения ведения эффективного огня из пушки и спаренного с ней пулемѐта по танкам и другим бронированным целям, движущимся со скоростями до 75 км/ч, по малоразмерным целям типа ДОТ или ДЗОТ, а так же по живой силе противника при стрельбе с места или сходу, при скорости движения танка до 30 км/ч - на дальностях действительного огня пушечного и пулемѐтного вооружения как при прямой видимости целей через прицел-дальномер, так и с закрытых огневых позиций. СУО 1А33 функционально связанна с комплексом управляемого вооружения 9К112 и обеспечивает эффективную стрельбу из пушки управляемыми снарядами 9М112.

 В состав СУО 1А33 входит прицельный комплекс 1А34, стабилизатор вооружения 2Э26М и комплект датчиков входной информации. Прицельный комплекс 1А34 состоит из лазерного прицела-дальномера, прибора слежения (ПДПС) 1Г42 с электроблоком, блока разрешения выстрела 1Г43 и танкового баллистического вычислителя 1В517. К датчикам входной информации относятся датчик ветра 1Б11, датчик крена 1Б14, датчик скорости танка и датчик курсового угла. Аппаратура СУО 1А33 размещается в боевом отделении танка и частично в корпусе танка. При работе с СУО 1А33 предусмотрены основной и пять аварийных режимов работы, возникающие при выходе из строя входящих в систему узлов или блоков. Комплекс управляемого вооружения 9К112 предназначен для обеспечения ведения эффективного огня из пушки по танкам и другим бронированным целям, движущимся со скоростями до 75 км/ч, а так же для стрельбы по малоразмерным целям типа ДОТ или ДЗОТ с места или сходу, при скорости движения танка до 30 км/ч - на дальностях от 500 до 4000 метров при условии прямой видимости целей через прицел-дальномер прибор слежения. В состав комплекса 9К112 входят управляемый снаряд 9М112, блок цепей управления 9В387, комплект 9И36 и наземная аппаратура управления 9С461 "Град танковый, наземный". Аппаратура комплекса управляемого вооружения размещается в боевом отделении танка в виде отдельных съѐмных блоков.
Управление полѐтом управляемого снаряда 9М112 осуществляется по радиолинии связи. Аппаратура управления 9С461 имеет пять литерных частот и два кода сигнала управления. Обратная связь снаряда с аппаратурой управления на танке осуществляется автоматически от установленного на борту снаряда модулированного источника света (излучателя). Снаряд состоит из двух отсеков, укладываемых в латках МЗ 6ЭЦ40 и соединяемых между собой в лотке МЗ в процессе досылания снаряда в камору пушки 2А46-2. Снаряд снабжѐн серповидными крыльями, раскрывающимися после выхода снаряда из канала ствола, создающими подъѐмную силу и придающими снаряду в полѐте вращательное движение вокруг продольной оси снаряда. Исполнительными управляющими органами в полѐте являются рули снаряда. Стрельба управляемыми снарядами осуществляется в трѐх режимах: основном, стрельба с превышением и Д<1000м. Диапазон углов вертикального наведения для режима стрельбы "Основной" составляет от минус 7о до плюс 11о и при крене до 15 град.
Комплекс 9К112 обеспечивает стрельбу управляемым снарядом над водной поверхностью. Стрельба по вертолѐтам на дальностях до 4000 метров возможна при наличии внешнего целеуказания и обнаружении вертолѐта на дальности не менее 5000 метров и при скорости цели до 300 км/ч, высоте цели до 500 метров и курсовом параметре до 700 метров. Комплекс 9К112 обеспечивает одновременную стрельбу в составе роты танков по близко расположенным целям, в том числе стрельбу из двух танков одновременно по одной цели при интервале между стреляющими танками по фронту не менее 30 метров и работе радиолиний на различных литерных частотах и кодах. На объекте 447А установлен новый механизм заряжания 6ЭЦ40, лотки которого приспособлены для укладки управляемого снаряда 9М112. Кроме того, в состав гидравлической системы МЗ введѐн гидропневмоаккумулятор и реечный силовой цилиндр, обеспечивающие стыковку головного и хвостового отсеков управляемого снаряда 9М112 при досылании его в камору танковой пушки. В блоке управления МЗ БУ-47 помимо цепей управления МЗ размещен усилитель горизонтального наведения электропривода ЗПУ 1ЭЦ40. Объект 447А вооружѐн 125-мм танковой пушкой 2А46-2 спаренной с 7,62-мм пулемѐтом ПКТ. Вследствие установки на объекте 447А комплекса управляемого вооружения боекомплект танка сократился до 36 артиллерийских выстрелов и 1250 патронов к пулемѐту ПКТ.

 В связи с увеличением количества потребителей электрической энергии на танке Т-64Б установили более мощный стартер-генератор СГ-18 и пускорегулирующую аппаратуру, состоящую из реле-регулятора Р15М-2С, пускового устройства стартера ПУС-15Р и реле РСГ-10М-1. Танки "объект 447А", оснащенные комплексом управляемого вооружения 9К112 и системой управления огнѐм 1А33, постановлением Совета министров СССР и ЦК КПСС № 733-244 от 3.09.1976 года под маркой Т-64Б и кодовым наименованием "Сосна" были приняты на вооружение. Однако возросшая стоимость танка не позволяла оснащать все танки дорогостоящим комплексом управляемого вооружения. По этому, в соответствии с требованиями заказчика, параллельно с танком Т-64Б выпускался его упрощенный вариант Т-64Б-1 (объект 437А), отличавшийся от последнего отсутствием комплекса управляемого вооружения 9К112, но сохранившим систему управления огнѐм 1А33. Боекомплект танка Т-64Б-1, в отличие от Т-64Б, составляет 37 артиллерийских выстрелов и 2000 патронов к пулемѐту ПКТ. Танки Т-64Б и Т-64Б-1 до 1985 года выпускались параллельно с танками Т-64А. В результате чего танковые дивизии нередко имели один полк, вооружѐнный танками Т-64Б, другой - Т-64Б-1, а третий - Т-64А. Имели место и танковые полки, на вооружении которых находились все три типа танков одновременно. В ходе серийного производства танки Т-64Б и Т-64Б-1 постоянно совершенствовались. Усиливалась броневая защита корпуса и башни танка. Модернизации подвергались вооружение, комплекс управляемого вооружения, система управления огнѐм, силовая установка, трансмиссия и ходовая часть. Танки оснащались новыми усовершенствованными средствами связи. Модернизации подвергались серийные и капитально отремонтированные танки. В январе 1977 года на танках Т-64Б и Т-64Б-1 установлен безнасосный подогреватель и отменѐн электрофакельный подогрев всасываемого в двигатель воздуха. С марта 1977 года в системе гидроуправления и смазки силовой передачи помимо масла МТ-8п применяется масло ТСЗп-8.
С декабря 1977 года на группе машин, и на всех танках выпуска 1978 года отменены воздухопритоки корпуса и башни. С апреля 1978 года на танках Т-64Б и Т-64Б-1 установлен новый прибор ночного видения ТВНЕ-4Б вместо ТВН-4ПА у механика-водителя. В январе 1979 года на танках Т-64Б и Т-64Б-1 устанавливается система запуска дымовых гранат 902Б "Туча-2", приводимая в действие наводчиком танка. В конце 1979 года на части машин устанавливаются новая 125-мм танковая пушка 2А46М-1, новый стабилизатор вооружения 2Э42, СУО 1А33-1, КУРВ 9К112-1, модернизированный МЗ 6ЭЦ40-2С и новые сплошные резинометаллические экраны.
Кроме того, небольшая часть танков Т-64Б оснащается комплектом навесной динамической защиты "Контакт" из 179 контейнеров с пластинами из взрывчатого вещества для защиты от кумулятивных снарядов и ПТУР. С января 1980 года на всех танках Т-64Б и Т-64Б-1 отменяются ранее применяемые алюминиевые щитки и вводятся новые сплошные резинометаллические экраны. В системе электрооборудования танка взамен аккумуляторных батарей 12СТ-70М устанавливаются батареи 12СТ-85Р. Начиная с конца 1979 года параллельно с серийным производством танков Т-64Б, оснащѐнных комплектом навесной динамической защиты "Контакт", проходили всесторонние испытания нового средства защиты от кумулятивных снарядов и ПТУР.

  С одной стороны при незначительном увеличении массы танка удалось значительно повысить его противоснарядную защиту. С другой - возрастала пожароопасность танка и возможность сильной контузии экипажа в случаи детонации комплекта динамической защиты. Однако успешное применение израильтянами нового типа защиты в ходе войны в ... привело к окончательному решению данного вопроса. В соответствии с решением военно-промышленного комитета в 1981-83 годах была разработана техническая документация на установку в ходе капитального ремонта на танках Т-64Б и Т-64Б-1 комплекта навесной динамической защиты "Контакт". Модернизированный вариант танков был принят на вооружение приказом МО СССР № 07 от 14 января 1985 года под маркой Т-64БВ и Т-64БВ-1. Все новые танки Т-64БВ и Т-64БВ-1 оснащались новыми 125-мм танковыми пушками 2А46М-1, новыми стабилизаторами вооружения 2Э42, СУО 1А33-1, КУРВ 9К112-1 и модернизированными МЗ 6ЭЦ40-2С. Вместо устаревших ламповых радиостанций Р-123М и ТПУ Р-124 на танках Т-64БВ и Т-64БВ-1 стали устанавливать новые полупроводниковые радиостанции Р-173 "Абзац-Р", приѐмники Р-173П "Абзац-П" и ТПУ Р-174. На башне, лобовом и бортовых листах корпуса и надгусеничных полках были приварены специальные кронштейны и бонки для крепления динамической защиты. Боевая масса танка возросла до ... тон.
В связи с установкой динамической защиты пусковые установки системы 902Б "Туча-2" были перенесены с лобовой части башни на еѐ левый борт и сгруппированы на двух кронштейнах по четыре пусковых установки. Несколько изменилась укладка ящиков с аппаратами АТ-1: два ящика с левого борта башни установлены по бокам на ящике ЗИП на корме башни. Танки Т-64Б и Т-64Б-1, в ходе капитального ремонта доведенные до уровня Т-64БВ и Т-64БВ-1, могли быть оснащены старыми 125-мм танковыми пушками 2А46-2, СТВ 2Э26М, СУО 1А33 и КУРВ 9К112. На части танков в ходе капитального ремонта были установлены новые радиостанции Р-173 "Абзац-Р", приѐмники Р-173П "Абзац-П" и ТПУ Р-174. При этом ТПУ Р-174 иногда не устанавливались, а были оставлены старые ТПУ Р-124. В 1974-1979гг в ХКБМ параллельно с конструкторским сопровождением серийного производства танков Т-64А, а в последствии Т-64Б и Т-64Б-1, проводились ОКР по разработке моторно-трансмиссионного отделения с новым, более мощным двигателем 6ТД для серийных танков Т-64А, Т-64Б и Т-64Б-1.
Таким образом, основной боевой танк Т-64, разработанный вначале 60-х годов и в конце столетия и в новом столетии остаѐтся грозной боевой машиной, способной эффективно противостоять всем основным боевым танкам мира, как второго, так и третьего послевоенного поколения. Модернизированные танки Т-64 и в XXI веке будут "верой и правдой" служить в танковых частях Украины, России, Белоруссии и в других странах бывшего СССР.

Источник: LiveGuns.ru