Доска объявленийКонтактыРегистрацияСообщество ЮГВ

Южная группа войск

Боевая машина пехоты БМП-1 и ее модификации

  • стр. 1
  • стр. 2
  • стр. 3
  • стр. 4
  • стр. 5

БМП-1, боевая машина пехоты гусеничная плавающая

Боевая машина пехоты, предназначенная для комплектования мотострелковых подразделений и повышающая их подвижность и огневую мощь на поле боя.

История создания

В начале 60-х годов была начата разработка нового бронетранспортера для замены устаревшего колесного БТР-50П. Уже первые прототипы показали их значительное превосходство над колесными предшественниками, что привело к пересмотру тактики их применения на поле боя. Таким образом, в СССР появилась новая категория военной техники - боевые машины пехоты (БМП), официальный показ которых состоялся в 1967 г., когда их значительное количество уже находилось на вооружении подразделений и частей Советской Армии. Высокоманевренная и скоростная БМП-1, сочетающая в себе огневую мощь, высокую мобильность и хорошую защищенность, положила начало семейству подобных машин.

БМП-1 разработана Конструкторским бюро Челябинского тракторного завода и серийно производилась ОАО "Курганмашзавод" (г. Курган). Принята на вооружение в 1966 г., серийно выпускалась по 1979 г. и является одним из видов бронетанковой техники, которая заметно усилила наступательную и огневую мощь мотострелковых подразделений Советской Армии. Небольшая масса и размеры БМП-1 обеспечили ей малую уязвимость на поле боя, плавучесть и удобство транспортирования по воздуху, а легкость управления машиной в сочетании с большим запасом хода по топливу, высокой надежностью и простотой эксплуатации существенно расширили диапазон ее боевого использования.

В настоящее время производство БМП-1 прекращено. Для повышения боевой эффективности машин, состоящих на вооружении, в т.ч. и за рубежом, ОАО "Курганмашзавод" разработало различные варианты модернизации с одновременным проведением их капитального ремонта.

Назначение

Боевая машина пехоты БМП-1 предназначена для оснащения мотострелковых частей и подразделений и повышения их маневренных и огневых возможностей в бою, особенно по борьбе с бронированными целями противника, защищенности личного состава от огня стрелкового и поражающих факторов оружия массового поражения, а также повышения возможностей войск по преодолению водных преград.

Конструктивные особенности

1-корпус машины; 2-волноотражательный щиток; 3-съемный лист крыши корпуса; 4-центральный щиток контрольных приборов; 5-прибор наблюдения механика-водителя; 6-рукоятка крышки люка механика-водителя; 7-двигатель; 8-рукоятка управления приводом жалюзи и заслонками эжектора; 9-воздухоочиститель; 10-сиденье командира; 11-орудие; 12-направляющая ПТУР; 13-ПТУР; 14-башня; 15-фара; 16-сиденье наводчика-оператора; 17-топливный бак; 18-сиденье десанта; 19-аккумуляторный отсек; 20-переносный зенитный ракетный комплекс; 21-кормовая дверь; 22-шаровая установка для стрельбы из автомата; 23-гусеница; 24-опорный каток; 25-торсионный вал; 26-перегородка силового отделения; 27-сиденье механика-водителя; 28-педаль управления главным фрикционом; 29-педаль управления подачей топлива; 30-генератор.
btvt.narod.ru

В передней части корпуса БМП-1 слева по ходу размещено отделение управления и силовое отделение справа, в средней части - боевое отделение с одноместной башней кругового вращения. В кормовой части машины находится десантное отделение для восьми стрелков, размещенных вдоль бортов, которые могут выходить из машины через кормовой двухстворчатый люк.

Корпус и башня БМП-1 сварены из стальных катаных броневых листов толщиной от 6 до 26 мм с большим наклоном лобовых плит с целью увеличения рикошета. Дополнительным элементом защиты является волноотражающий щиток, лежащий на верхней лобовой плите. Большинство имеющихся в корпусе отверстий (люки над силовым отделением, отверстия для установки радиаторов и люки для экипажа, стрелковые гнезда по бортам, проем для большой двухстворчатой двери и др.) закрывается крышками, выполненных из легких сплавов. Несмотря на некоторое ослабление броневой защиты, это позволяет уменьшить массу бронирования, что повышает плавучесть и простоту обслуживания машины.
Для противодействия проникающему излучению ядерного взрыва используется противорадиационный подбой.

Стрелковые гнезда в бортах БМП прикрыты снаружи дополнительными крышками каплеобразной формы и открываются изнутри. Кроме того, на боковых стенках корпуса снаружи закреплены экраны из легких сплавов, закрывающие верхние ветви гусениц. При движении по воде они создают гидродинамический туннель, способствующий формированию движущей силы.

В отделении управления установлено кресло механика-водителя, находятся приборы, штурвал, рычаги и другие органы управления машиной. Управление трансмиссией осуществляется гидравлической системой. Для наблюдения за местностью механик-водитель имеет три перископа, которые расположены по окружности его люка с крышкой, поворачивающейся вправо. В условиях плохой видимости (ночь, дождь, метель) вместо среднего перископа ТНПО-170 устанавливается активный прибор ночного видения.

За креслом механика-водителя расположено место командира машины, куда он попадает через люк в корпусе. Крышка люка с размещенными на ней универсальным прибором наблюдения ТКН-3, спаренным с инфракрасным прожектором, и два перископа, находится на подшипниках и вращается вкруговую.

В средней части корпуса установлена литая башня с приваренной к ней крышей из катаной броневой стали и люком, крышка которого открывается вперед, что защищает находящегося за ней члена экипажа.

Кормовая часть машины рассчитана для размещения мотострелкового отделения из восьми солдат с полной выкладкой. Здесь же установлен основной топливный бак, являющийся одновременно спинкой для сидящих спиной к спине солдат. Шесть десантников, находящиеся со стороны передней части машины, могут вести огонь из личного оружия через стрелковые гнезда. Солдат, сидящий у левой створки двери, также может вести огонь и прикрывать машину с кормы. Последний десантник является командиром отделения, поддерживает связь с командиром БМП, сидит у правой створки двери и ведет наблюдение за местностью через перископ.

Почти всю кормовую стенку занимают двери на петлях и открывающиеся наружу. Это обеспечивает частичную защиту от огня противника спешивающихся или возвращающихся в машину десантников. Кроме того, двери являются топливными баками, но во время ведения боевых действий они заполняются песком и обеспечивают дополнительную защиту от огня противника и повышают пожарную безопасность.

Подвижность

Высокие подвижность и маневренность БМП-1 обеспечивается многотопливным шестицилиндровым V-образным дизельным двигателем с жидкостным охлаждением УТД-20 мощностью 300 л.с. при 2600 об/мин. Силовое отделение и радиатор охлаждаются принудительно при помощи эжектора выхлопной системы, который выбрасывает выхлопные газы вместе с воздухом, прошедшим через силовое отделение. При этом снижается температуру выхлопных газов.

Механическая трансмиссия с гидросервоприводом, главным фрикционом и механической двухвальной пятискоростной коробкой передач объединены в один блок с двигателем. Вместе с двумя планетарными механизмами поворота он крепится в трех точках. Подвеска торсионная с гидравлическими амортизаторами.

Гусеничный движитель (мелкозвенчатая гусеница с резинометаллическими шарнирами) с передним расположением ведущих колес имеет 6 опорных и 3 поддерживающих катка на каждом борту. Подвеска индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами на первых и шестых узлах подвески.

Машина плавающая, движение на плаву осуществляется за счет перемотки гусениц. Повороты выполняются путем изменения скорости перематывания одной из гусениц. Перед входом машины в воду пневмоприводами поднимается волноотражающий щиток в передней части корпуса и воздухозаборная труба для подачи воздуха в двигатель, находящаяся за башней. Для обзора механику-водителю устанавливается специальный перископ ТНПО-350Б. Требуемая герметичность корпуса достигается за счет вжатия кормовых дверей в их гнезда. Максимальная скорость на плаву достигает 7 км/ч.

По шоссе БМП-1 может двигаться со скоростью 65 км/ч, по сухой грунтовой дороге - 40-45 км/ч, запас хода по шоссе составляет 550-600 км.
БМП-1 оборудована системой защиты от ОМП, противопожарным оборудованием, средствами навигации и радиосвязи.

Вооружение

Машина оснащена 73-мм гладкоствольным орудием 2А28 "Гром" и спаренным с ним 7,62-мм пулеметом ПКТ Наведение осуществляется электрическими приводами. Орудие оснащено автоматом заряжания. Для стрельбы по целям могут использоваться активно-реактивные кумулятивные и осколочные выстрелы. Орудие может вести огонь со скорострельностью 8-10 выстрелов в минуту, прицельная дальность стрельбы которого составляет 1300 м. Вертикальный угол обстрела основным вооружением составляет от -4 до +30 градусов. На крыше башни установлена выдвижная пусковая установка ПТУР 9М14М "Малютка" с ручным управлением по проводам. Боекомплект 73-мм орудия - 40 выстрелов, 4 противотанковые ракеты для ПТУР 9М14М и 1000 патронов для 7,62 мм пулемета.

В боевой укладке машины может быть переносный зенитный ракетный комплекс типа "Стрела-2" с двумя ракетами или ручной противотанковый гранатомет РПГ-7 с 5 гранатами, 10 ручных гранат Ф-1, сигнальный пистолет.

Для наводчика-оператора установлен прицел 1ПН22М1, командир машины пользуется бинокулярным, перископическим, комбинированным прибором наблюдения ТКН-ЗБ. На машине устанавливаются 19 перископических призменных приборов экипажа и десанта ТНПО-170.

Модификации и модернизация
БМП-1П (1979 г.) оснащена ПТУР "Конкурс", двумя ПЗРК "Стрела-2М", шестью мортирами для постановки дымовой завесы, ноаым противопожарным оборудованием. Серийно выпускалась в 1979-1983 гг.
БМП-1ПГ - на башне установлен автоматический гранатомет АГ-17 с боекомплектом 290 выстрелов.
БМП-1К (1973 г.) - командирская модификация, вместо сидений для десанта оборудована рабочими местами для офицеров, дополнительной радиостанцией Р-111 и навигационной аппаратурой.
БМП-1КШ (1972 г.) - командно-штабная машина для общевойсковых частей, вместо пушки установлена 10 м телескопическая антенна, оборудована радиостанциями Р-123, Р-111 (две), Р-130, аппаратурой телефонной и телеграфной связи, навигационной аппаратурой ТНА-3. Отсутствуют люки в крыше корпуса за башней и на месте установлен дополнительный электрогенератор. В походном положении антенная опущена и напоминает большую пушку. Создана в челябинском КБ под руководством П.П. Исакова, серийно производилась на Рубцовском машиностроительном заводе. на марше укладываемую на корпус впереди. Поставлялась на вооружение армий СССР и стран Организации Варшавского Договора.
БРМ-1К (1972 г.) - боевая разведывательная машина с двухместной башней, сдвинутой к кормовой части корпуса, оснащена радиолокационной станцией разведки 1РЛ133-1, лазерным дальномером ДКРМ-1, приемником-пеленгатором ЭРРС-1, миноискателем ИМП-1, рабочими местам для 3 штабных офицеров.
ПРП-3 "Вал" (1970-1971 гг.) - подвижный разведывательный пункт для ведения разведки противника и местности, целеуказания ракетно-артиллерийским системам (челябинский КБ, главный конструктор П.П. Исаков). Серийное производился Рубцовским машиностроительным заводом. Специальное оборудование машины включало радиолокационную станцию обнаружения движущихся наземных целей, лазерный перископ-дальномер, курсопрокладчик, гирокомпас, гироуказатель и ночной перископ-наблюдательный прибор. Для оборудования дополнительного наблюдательного пункта придавались радиостанция Р-108, два телефонных аппарата, буссоль и стереодальномер. На вращающемся погонном устройстве в кормовой части крыши корпуса устанавливалась трубчатая направляющая пусковой установки 2П130 для 90-мм неуправляемых реактивных осветительных снарядов 9М41 (20 шт) с дальностью стрельбы 1-3 км и временем горения факела 50 с.
ПРП-4 (1983 г.) – развитие ПРП-3 с новыми средствами разведки, обработки и передачи информации.
ПРП-4М (1984 г.) – оснащен телевизионным инфракрасным прибором и перископическим лазерным дальномером.
БРЭМ-2 (1982 г.) – бронированная ремонтно-эвакуационная машина легкого класса с крановой стрелой грузоподъемностью 1,5 т (с дооборудованием - до 7 т), лебедкой (тяговой усилием 6,6 тс), откидным сошником в носовой части, сварочным оборудованием, грузовой платформой на 1,5 т груза, полужестким буксирным приспособлением. Для самообороны имела пулемет ПКТ и 6 дымовых гранатометов

Один из наиболее перспективных вариантов модернизации предложен тульским КБ приборостроения в конце 90 гг., который предполагает установку на БМП-1 одноместного боевого модуля "Кливер". Он включает 30-мм автоматическую пушку 2А72, ПТРК нового поколения 9М133 "Корнет" с лазерно-лучевой системой управления (дальность стрельбы до 5500 м, бронепробиваемость 1100-1200 мм), 7,62-мм пулемет и автоматизированную систему управления огнем (стабилизированный прицел с визирно-дальномерным, тепловизионным и лазерным каналами, баллистический вычислитель с датчиками внешней информации, система стабилизации блока вооружения в двух плоскостях).

Модуль "Кливер" обеспечивает поражение управляемой ракетой всех типов бронированных целей, в том числе оснащенные динамической защитой, инженерные сооружения типа ДОТ, ДЗОТ, а также живую силу противника на дальности до 4000 м. По боевой эффективности модернизированная БМП-1М в 5-7 раз превосходит свой аналог.

БМП-1 за рубежом

Принята на вооружение армий целого ряда иностранных государств. По лицензии БМП-1 производилась в Чехословакии и Китае.

Среди зарубежных вариантов модернизации следует отметить следующие.
ОТ-90 – чешский вариант модернизации БМП-1. После договора о разоружении 1990 г., чтобы не уничтожать машины целиком, переоборудовали их вооружение. На стандартный корпус установили снятые с устаревших бронетранспортеров ОТ-64 (SKOT) башни с 14,5-мм пулеметом КПВТ и спаренным с ним 7,62-мм пулеметом СГМТ.
VIP (1993 г.) – чешская штабная машина (БМП-1 с увеличенной в средней части высотой), предназначенная для низшего звена управления.
AMB-S – словацкая бронированная санитарно-эвакуационная машина.
"Snezka" – словацкая машина артиллерийской разведки на базе БМП-1, оснащенная блоком оптических приборов, смонтированных на складной стреле. Стрела поднимается с помощью гидравлики и обеспечивает наблюдение за местностью с высоты 10 м. В последнее время такие машины стали популярны во многих армиях мира, так как позволяют вести наблюдение, не подвергая экипаж опасности попасть под огонь противника. Еще одним преимуществом «Снежки» является возможность монтажа на стреле пусковых установок противотанковых управляемых ракет.
БМП-1 египетской армии оснащена новым французским двигателем.
MLI-84 -румынская модель.
WZ 501 - китайская модель.
BWP-40 – польский вариант модернизации.

Источник: ОРУЖИЕ РОССИИ