Доска объявленийКонтактыРегистрацияСообщество ЮГВ

Южная группа войск

Фронтовой бомбардировщик Су-24

  • стр. 1
  • стр. 2
  • стр. 3
  • стр. 4
  • стр. 5

Описание самолета

 Фронтовой бомбардировщик Су-24 был создан в 1960-е годы в ОКБ самого универсального авиаконструктора П.О.Сухого. С самого начала ставилась задача построить боевую машину с коротким взлѐтом и посадкой. Вначале пытались ставить подъѐмные двигатели. Опытный самолѐт Т6-1 был оснащѐн 1 маршевым и 4 подъѐмными ТРД, а также треугольным крылом постоянной стреловидности и совершил первый вылет 2 июля 1967 г. Но этот путь оказался тупиковым и было решено делать машину с крылом изменяемой стреловидности, что обеспечивало многорежимность самолѐта и улучшало его маневренные характеристики. Собственно прототип самолѐта Т6-2И поднялся в воздух 17 января 1970 г. Пилотировал машину В.С.Ильюшин.
Серийное производство машины началось на Новосибирском авиапроизводственном объединении, где в декабре 1971 г. взлетел головной серийный Су-24, являвшийся 7 прототипом. В 1972 г. он был принят на вооружение ВВС СССР, а в конце 1974 года первые Су-24 начали поступать в строевые части. Выпуск продолжался до 1993 г. и было построено около 1200 самолѐтов различных модификаций. На западе Су-24 стал известен под названием «Грузовик с бомбами».
Су-24 предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеорологических условиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей в режиме ручного и автоматического управления. На Су-24 применили специальную аппаратуру, позволяющую ему производить полет с огибанием рельефа местности на высоте 200 метров со скоростью 1320 км/ч. Возможность такого полета значительно повысила выживаемость самолета в бою.
В 1983 был принят на вооружение Су-24М. С 1985 г. на вооружение стала поступать модификация Су-24МК, имеющая новое бортовое электронное оборудование и систему дозаправки в воздухе. В конце 80-х годов была создана новая модификация самолета в варианте тактического разведчика. Самолет получил обозначение Су-24МР.
К моменту распада СССР самолѐты всех модификаций состояли на вооружении как ВВС, так и ВМС. С образованием СНГ машины нашли применение в ВВС Азербайджана, Беларуси, Таджикистана (кратковременно и, надо полагать, чисто номинально), Узбекистана, Украины, ВВС и ВМС России. В ВВС России насчитывается около 800 Су-24 различных модификаций, из них 350 машин в авиации ВМФ. В настоящее время Су-24М планируется заменить на самолет аналогичного назначения Су-27ИБ. На начало 1993 года в составе ВВС России находилось 540 самолѐтов Су-24. Кроме того, Су-24МК поставлялись в Алжир, Ирак, Иран, Ливию и Сирию.

Модификации

- Су-24 - исходный серийный вариант.
- Су-24М - Су-24 оснащѐнный усовершенствованной прицельно-навигационной системой ПНС-24 «Тигр», системой дозаправки в воздухе. Прототип совершил первый вылет 24 июля 1977 г., а серийное производство началось в 1978 г.
- Су-24МК - экспортный вариант Су-24М, отличающийся несколько изменѐнным БРЭО. Прототип был поднят в воздух в 1987 г, а серийная постройка - в 1988 г. Было выпущено около 90 машин.
- Су-24МП - самолѐт РЭБ,постановщик помех на базе Су-24М. Первый вылет в декабре 1979 г., серийное производство с 1983 г.
- Су-24МР - фронтовой разведчик на базе Су-24М, первый вылет в сентябре 1980 г., выпускался серийно с 1983 г.
- Су-24Т - дозаправщик

Конструкция

Су-24 - это двухместный высокоплан нормальной аэродинамической схемы с высокомеханизированным крылом изменяемой в полѐте стреловидности и двумя двигателями с боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками.
Конструкция цельнометаллическая, используются в основном алюминиевые, а также титановый и магниевый сплавы. Кабина герметическая вентиляционного типа - с системой кондиционирования воздуха и кислородным оборудованием, оснащена двойным управлением, что повышает безопасность полѐта. Лѐтчик и штурман расположены рядом, один возле другого. Створки фонаря открываются назад - в стороны. Для аварийного покидания машины служат катапультные кресла К-36Д/ДМ.
Шасси самолета трехстоечное, убираемое, с двухскатными колесами. Конструкция шасси позволяет использовать самолет как с бетонных аэродромов, так и с грунтовых полос. В отличии от большинства самолетов на Су-24 применена кабина с поперечным размещением пилотов. Размещение летчиков "плечом кплечу" позволило значительно снизить утомляемость в длительном полете и улучшить взаимодействие. Кабина оснащена катапультируемыми креслами класса 0-0.
Су-24 оборудован системой дозаправкив воздухе. Самолет построен по классической схеме, и представляет собой высокоплан с крылом изменяемой геометрии. Крыло самолета имеет мощную механизацию, включающую предкрылки, выдвижные двухщелевые закрылки и интерцепторы.
В качестве силовой установки применены ТРДДФ АЛ-21Ф3 с тягой по 7800 кГс на нормальном режиме работы и 11200 кГс - на форсированном.
Для уменьшения пробега Су-24 оснащен тормозным парашютом.
Поворотные консоли крыла имеют 4 фиксированных угла стреловидности по передней кромке: 16, 35, 45 и 69°. Неподвижный центроплан имеет стреловидность по передней кромке 69°. Горизонтальное оперение - цельноповоротное.
Система управления полѐтом бустерная, необратимой схемы, с жѐсткой проводкой к дифференциальному стабилизатору и рулю направления. Интерцепторы - с электродистанционным управлением.

Целевое оборудование

 Су-24 оборудован современным электронным оборудованием, включающим в себя мощную БЦВМ. На Су-24 впервые установлена прицельно-навигационная система «Пума», в состав которой входит 13 подсистем: импульсно-допплеровский радиолокатор переднего обзора (РПО) «Орион-А», радиолокатор предупреждения о столкновении (РПС), радиолокационная командная линия (РКЛ) «Дельта ВМТ-6» для применения управляемых ракет, пеленгатор «Филин-Н», бортовая цифровая вычислительная система (БЦВС) и др.
На Су-24 устанавливалась прицельно-навигационная система ПНС-24. На Су-24М стоит еѐ усовершенствованный вариант - ПНС-24М «Тигр» в состав которой входят также 13 подсистем, в т.ч.: импульсно-допплеровская РЛС «Орион-А», РЛС следования рельефу местности «Рельеф», оптико-электронная (лазерно-телевизионная) прицельная система «Кайра-24» для наведения УР, контейнерная станция обнаружения источников радиолокационного излучения «Фантасмогория» и др. Имеющаяся система управления вооружением СУО-1-6М сопряжена с бортовым цифровым вычислителем Ц8У-10-058К. Самолѐты также оснащены БКО «Карпаты», включающим в себя станцию предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15, теплопеленгатор ЛО-82, станцию постановки активных помех СПС-161, устройство отстрела диполей и термоловушек АПП-50, блок управления.

Вооружение

 Су-24 имеет встроенную одну шестиствольную пушку калибра 30-мм (ГШ-30-6) или 23-мм (ГШ-6-23) с боезапасом 500 выстрелов (в зависимости от модификации), расположенную на левом воздухозаборнике.
Су-24 имеет 8 точек подвески вооружения (4 крыльевых и 4 двухбалочных подфюзеляжных держателя) . Два наружных крыльевых узла подвески независимо от угла стреловидности крыла постоянно расположены параллельно фюзеляжу.

 Внешняя боевая нагрузка общей массой 8100 кг подвешивается на 4 подфюзеляжных и столько же подкрыльевых пилонов. Возможны следующие еѐ варианты (на Су-24М):

- 4 УР класса «воздух-поверхность» М-23 или Х-23М
- 4 УР аналогичного класса Х-25МР/МЛ
- 2 противорадиолокационные УР М-28
- до 3 УР М-29Л/Т класса «воздух-поверхность»
- 2 УР «воздух-РЛС» Х-31П
- 2 противорадиолокационные УР Х-58У/Е
- 2 УР «воздух-поверхность» Х-59
- до 6 блоков УБ-32 по 32 57-мм НУРС С-5
- до 6 блоков Б-8М по 20 80-мм НУРС С-8
- до 6 блоков Б-13 по 5 122-мм НУРС С-13
- 4 240-мм НУРС С-24
- 4 340-мм НУРС С-25
- 4 корректируемые авиабомбы КАБ-500Л/КР
- 2 корректируемые авиабомбы КАБ-1500Л/ТК
- 34 100-кг авиабомбы ФАБ-100
- 30 250-кг авиабомб ФАБ-250
- 9 500-кг авиабомб ФОБ-500М54/М62
- 7 зажигательных авиабомб ЗБ-500Ш/ГД
- 6 объѐмно детонирующих авиабомб ОДРБ-500П
- 8 разовых бомбокассет РБК-250
- 4 разовые бомбокассеты РБК-500
- 7 универсальных контейнеров КМГУ
- 3 подвесные пушечные установки СППУ-6 с 23-мм шестиствольными пушками 9А-620 либо 9А-768 с боезапасом в 500 выстрелов
- 2 3000-л и 1 2000-л ПТБ
- до 4 УР малой дальности Р-60 для самообороны от воздушного противника

Боевое применение

 Первый известный факт боевого применения Су-24 ВВС СССР имел место в ноябре 1975 г., при подавлении восстания на СКР ДКБФ «Сторожевой».
Советские Су-24 эпизодически применялись во время войны в Афганистане, действуя с аэродромов, расположенных на территории СССР. Они наносили бомбовые удары со средней высоты (около 5500 м) за пределами досягаемости зенитных ракет переносных комплексов «Редай», только что появившихся у моджахедов. Базировались самолѐты в Термезе (Узбекистан) и на других приграничных аэродромах.
Азербайджанские самолѐты привлекались к участию в боевых действиях карабахского конфликта 1992-94 гг. Узбекские и объявленные таджикскими Су-24 использовались в ходе боевых действий гражданской войны в Таджикистане, где в мае 1993 г. местными моджахедами был сбит 1 самолѐт.
Российские машины применялись также в боях чеченской войны. При этом был потерян один Су-24.
С украинскими самолѐтами связан эпизод, явившийся одной из «первых ласточек» усложнения российско-украинских отношений, когда 6 машин было угнано в Россию экипажами, не принявшими образование независимого украинского государства.
В остальных странах Су-24 боевого применения не имели. В ходе войны в Персидском заливе все иракские машины были перегнаны в Иран, где они были включены в состав местных ВВС.

Источник: ARMY.LV