Доска объявленийКонтактыРегистрацияСообщество ЮГВ

Реклама

Южная группа войск

Лѐтные шлемы советских лѐтчиков ВВС с 1945 по сегодняшний день

  • стр. 1
  • стр. 2
  • стр. 3
  • стр. 4

Кожаные шлемы

Советский послевоенный кожаный шлем (сделан в 1946 году)
является почти точной копией немецкого LKPW 101 шлема в
ремѐн Великой Отечественной Войны.

К концу Великой Отечественной войны советские лѐтчики использовали несколько разновидностей лѐтных шлемов. Некоторые типы шлемов были разработаны в СССР, но помимо этого использовалось и большое количество шлемов произведѐнных в других странах. В то время среди наших лѐтчиков большой популярностью пользовались немецкие шлемы - особенно версия с сетчатым верхом. Популярность этих шлемов была такова, что многие лѐтчики продолжали использовать эти шлемы вплоть до начала/середины 50-х годов, когда в СССР решили так же начать производство летней версии своего нового кожаного шлема с сетчатым верхом. Помимо немецких шлемов, советские пилоты в больших количествах использовали американские и английские шлемы, которые поступали в СССР во время войны по ленд-лизу. В итоге, когда в конце 40-х годов в СССР началась разработка нового лѐтного шлема, именно эти зарубежные образцы оказали громадное влияние на облик нового шлема.

С первых годов ВОВ и до конца 40-х, в СССР, в основном, производились копии немецких кожаных шлемов. Разница была минимальна - советские шлемы имели дополнительную пару кожаных тесѐмок по бокам шлема (они помогали удерживать лѐтные очки в нужном положении). Ещѐ одной отличительной чертой советских шлемов было использование собачьей шерсти как утеплительного материала внутри шлема, в то время как немецкие шлемы использовали овчинную шерсть. На этом фоне немного непонятным остаѐтся тот факт, что в СССР в то время так и не начали производство копии немецкого шлема с сетчатым верхом, хотя именно он пользовался самой большой популярностью среди лѐтчиков.

Шлем ШЛ-50.
Как легко заметить, главным отличием ШЛ-50 от его предшественника является
резиновые наушники напоминающие те, что были на американских
шлемах второй мировой войны.
Шлем так же не имеет встроенных ларингофонов.

В 1950 году начинается производство новой серии кожаных шлемов, ШЛ-50. Шлемы производились в обычной, зимней и летней версиях. Разница заключалась лишь в том, что обычные шлемы имели внутреннее покрытие из материи, зимние шлемы имели подкладку на собачьей шерсти, а летние шлемы, наконец-то, получили сетчатый верх. Дизайн самого кожаного шлема почти не изменился и очень сильно напоминает немецкие шлемы с той разницей, что наушники теперь стали делаться из резины, почти как на американских шлемах периода второй мировой войны (разница в том что на американских наушниках в середине было круглое отверстие, куда вставлялся телефон, в то время как на советских шлемах телефон был сверху прикрыт резиновым наушником). Ларингофон также был усовершенствован и теперь уже не крепился сзади к шлему, а придавался отдельно. Новые ларингофоны помещались в небольшой продольный кожаный мешочек и крепились к шее с помощью эластичного материала, что позволило добиться более плотного прилегания самих ларингов к шее и сделало их ношение более удобным.

Оригинальная версия ШЛ-50 шлема не имела никаких встроенных креплений для кислородных масок, поэтому шлем пришлось дорабатывать. Сначала ШЛ-50 был доработан под маску КМ-16. Первые версии маски КМ-16 крепились к шлему посредством двух боковых (по одному с каждой стороны) и одного верхнего креплений; более поздние версии имели также и крепление снизу. Тут, по-видимому, решили идти по пути меньшего сопротивления и не стали ничего изменять на самом шлеме, а просто включили в комплект маски два (потом три) небольших крепления и инструкцию как их правильно устанавливать на шлем. При получении шлема и маски, лѐтчик должен был сам установить крепления на шлем.

Шлем ШЛ-58 переработанный под крепления первых серийных
советских высотно-компенсирующих кислородных масок.

В середине 50-х в использование стали поступать первые высотно-компенсирующие маски (типа КМ-24, КМ-30), где уже требовалось плотное прилегание маски к лицу пилота и шлем был ещѐ раз модернизирован. На этот раз простыми креплениями уже было не обойтись, поэтому новые шлемы начали переделывать на фабриках. Эта версия ШЛ-50 шлема известна под обозначением ШЛ-58. Сзади к шлему добавили две вертикальные кожаные лямки - по середине своей длины они были пришиты к шлему, а по краям крепились к шлему на кнопках (или пуговицах). Эти лямки использовались для крепления подушки натяга. Помимо вертикальных, были сделаны также две горизонтальные лямки. Каждая горизонтальная лямка была сделана из кожи и по краям была пришита к специальному креплению (т.е. получалось, что на каждой лямке было по два крепления). С другой стороны к креплению был пришит эластичному материал, который уже, в свою очередь, крепился к шлему. Каждая горизонтальная лямка крепилась к шлему по оба бока по обрезу (получалось, что лямка огибает полностью шлем по наружней стороне), так что нижняя лямка находилась примерно по нижнему, а верхняя лямка по верхнему концу резинового наушника. Горизонтальные лямки использовались для крепления маски к шлему.

Шлем ШЛ-61
отличался от своих предшественников
наличием боковых металлических креплений для маски,
модернизированным верхним креплением
и наличием подушки под шлем ЗШ-3.

В 1961 году пошла в производство новая версия кожаного шлема, ШЛ-61. Новый шлем имел несколько отличий от ШЛ-50. ШЛ-61 производился с новыми металлическими креплениями под кислородную маску КМ-32 (хотя и более старая КМ-16 тоже могла быть прикреплена к этим креплениям). Крепления устанавливались на фабрике - по одному слева и справа в передней части резинового наушника. Верхнее крепление под маску также было переделано и теперь уже крепилось к лямке сделанной из материи, а не из кожи как на ШЛ-50. Подушка натяга была передвинута и теперь располагалась сзади в специальном кармашке между внешним кожаным и внутренним матерчатым покрытиями.

Новое боковое металлическое крепление
для кислородной маски на шлеме ШЛ-61.

Подушка крепилась внутри кармашка на кнопках, по одной кнопке в каждом углу с обеих сторон. Основным же отличием новых шлемов от ШЛ-58 стало наличие мягкой, но в тоже время довольно таки плотной подушки сверху шлема, которая служила для соединения кожаного шлема с новым, только что поступившем в производство, первым серийным советским защитным шлемом для лѐтчиков - ЗШ-3.

Верхнее крепление на поздних шлемах ШЛ-61.

Наверное следует тут заметить, что лѐтчики использовали ШЛ-61 как с ЗШ-3, так и без него - фронтовая авиация и авиация ПВО довольно таки быстро получил новый шлем в достаточном количестве и после этого уже только лѐтчики бомбардировщиков и вертолѐтов продолжали летать в кожаных шлемах. Как и его предшественник, ШЛ-61 производился в трѐх вариантах (обычном, зимнем и летнем), но и тут надо отметить что зимняя модель шлема уже шла с внутренней подкладкой из овечьей шерсти. В 1970-х ШЛ-61 стал производится с укороченной лямкой под верхнее крепление для маски.

ШЛ-78/-82 ничем не отличались от поздних ШЛ-61 шлемов.

С началом производства защитного шлема ЗШ-5 в 1960-х и его широким распространением в авиационных частях, нужда в новых кожаных шлемах начала уменьшаться. Несмотря на это, в 1978 и 1982 гг. были выпущены новые версии кожаных шлемов - ШЛ-78 и ШЛ-82 соответственно. Насколько известно автору этой статьи, эти модели ничем не отличались от последних ШЛ-61 шлемов. Эти шлемы в основном использовались пилотами бомбардировщиков, вертолѐтов и курсантами авиационных школ, во фронтовой авиации и авиации ПВО за редким исключением лѐтчики летали в шлемах ЗШ-5 (сейчас там кожаные шлемы используются только техническим персоналом).

Источник: ВВС Росии